Дополнительная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Чтение"


1 год обучения "От звука к букве".
Подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. - учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. - запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Планируемые результаты:
читают слоги: сочетание двух гласных, сочетание гласного с согласным в обратном слоге; сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
читают слова: односложные слова по типу СГС (согласный-гласныйсогласный), двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов, двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
понимают прочитанное.
2 год обучения "Пиши – читай". В данном модуле развиваются умение ориентироваться на листе, на широкой строке, идет овладение пишущими инструментами. Так же оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются 7 альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.). Продолжается изучение букв и звуков алфавита. Изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения» . Алфавит используется без опорных картинок, т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные буквы выделены красным цветом, согласные - чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и дает возможность отличить гласную от согласной. Одно из упражнений каждого занятия – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют и так далее. Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами, можно писать букву на муке, песке, собирать из ватных палочек. Со слогами работа очень большая и может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей и работа по слиянию слогов. Для обучения чтению используются только открытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный, потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога. Одновременно с прочитыванием слога - указывать на него. Цель - закрепить визуальное со звуковым его сопровождением. То есть, когда говорим лу - показываем лу и т. д. В этом же разделе идет чтение по слогам, славам, чтение простых предложений. Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал. Раскрашивание букв в соответствии с образцом. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, "пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе), "вылепи букву…", "выложи букву из...", запускание пальцами мелких "волчков", задания на соединение буквы и картинки и др.
Планируемые результаты:
соблюдают орфоэпические нормы произношения;
владеют понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
правильно согласовывать слова в предложении;
составляют предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.; ориентируются на странице книги;
составляют небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта.
Программа занятий
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа социальнопедагогической направленности «Чтение» (далее – программа) разработана на основании следующих нормативных правовых документов: - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 17.02.2023 г.); - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; - Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.01. 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой.
Задачи программы:
знакомить детей с единицами языка, формировать понятия «слово», «предложение», «часть слова», «звук»;
учить правильно, артикулировать;
развивать фонематический слух, формировать языковой анализ и синтез (звуковой, слоговой, анализ и синтез предложения);
развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;
развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;
начать работу по подготовке детей к письму;
совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей;
воспитывать у детей познавательный интерес, стремление наблюдать за явлениями языка, сознательно использовать различные языковые средства в собственной речевой деятельности.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника